Сварка лежачим электродом на практике

Версия для печатиВерсия для печати

После написания статьи Сварка лежачим электродом возникли сомнения:

  1. О возможности сварки лежачим электродом
  2. О невозможности стабильного горения сварочной дуги
  3. Даже если дуга будет гореть стабильно - сварной шов не сможет нормально формироваться
  4. Даже если сварной шов и сформируется – усиления шва будет завышено и не будет проплавления корня шва

И мы решили опробовать и испытать данный метод.

Для апробации сварки лежачим электродом использовались:

  • 2 пластины из Стали 20 толщиной 3 мм, без разделки кромок;
  • электрод УОНИ 13/55 Ø3 мм;
  • пластины выставили с зазором 1 мм и сверху положили электрод.

Сразу оговорюсь, что делать специальный электрододержатель мы не стали, поэтому чтобы заставить электрод лежать пришлось задействовать фантазию и молоток.

Сварка лежачим электродом

Сварка лежачим электродом

Сварка лежачим электродом

После чего был включен источник питания.

Режимы сварки: Iсв=90-100А, постоянный ток, обратная полярность. Дугу зажигали другим электродом "чиркая" оголенным концом о торец лежачего электрода и свариваемой детали.

Процесс зажигания дуги и сам процесс сварки можно увидеть на видео ниже.

На фото ниже представлен сварной шов со шлаком, и после удаления шлака.

Сварной шов

Сварной шов

Сварной шов

Пластины толщиной 3 мм полностью проплавились и корень шва сформировался удовлетворительно.

Корень шва

Но поскольку мы прекратили процесс сварки на половине электрода, нас немного смутило чрезмерное проплавление в конце корня шва (в народе "сопля"). Это означает, что в процессе сварки необходимо регулировать величину сварочного тока т.к. электрод и металл нагревается в процессе сварки и происходит вытекание металла.

Дефект корня шва

Но вопреки всем скептическим мыслям:

  1. Сварка лежачим электродом произведена;
  2. Горение сварочной дуги было стабильно;
  3. Сварной шов сформировался;
  4. Усиление шва и провар были удовлетворительные.

Мы не остановились на достигнутом и решили идти дальше…

Сварка лежачим электродом в разделке кромок.

Исходные данные:

2 пластины из стали 20 толщиной 12 мм, с криволинейным скосом кромок (С23 ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные). Мы выбрали данный тип разделки специально для того, чтобы электрод лег плотно в радиус, несмотря на то, что данный тип разделки используется для толщин от 15 мм.

Форма разделки кромок

Электрод УОНИ 13/55 Ø3 мм.
Режимы сварки: Iсв=80-100А, постоянный ток, обратная полярность.
Процесс установки электрода показал необходимость сделать больше радиус скругления, потому что электрод не плотно лег в разделку.

Процесс укладки электрода

Размещение электрода в разделке Размещение электрода в разделке

Укладка электрода в разделку как ожидалось

Укладка электрода в разделку как получилось

Электрод в разделке кромок

Процесс сварки лежачим электродом в разделке кромок:

Скажу кратко – ничего не получилось. Сварочная дуга "гуляла" по кромкам, наплавляя металл то на одну, то на другую сторону.
После этой попытки мы перевернули пластину и произвели сварку лежачим электродом корня шва без разделки, т.е. повторили и подтвердили наш первый опыт, но уже на пластине толщиной 12 мм.

Сварка лежачим электродом

Сварка лежачим электродом

Сварка лежачим электродом

ВЫВОД РЕДАКЦИИ САЙТА WELDERING.COM

1. В быту сварка лежачим электродом может использоваться для прямолинейных стыковых швов без разделки кромок небольших толщин 3-5 мм (особенно если вы хотите удивить соседа по гаражу).
2. В производстве сварку лежачим электродом можно применять для наплавки поверхностей прямолинейных деталей. Особенно если учесть тот фак, что вместо электрода можно использовать полосу и проводить процесс наплавки под слоем флюса.

ВНИМАНИЕ! Последующие утверждения не проверены и требует проведения испытаний.
1. Для сварки толстостенных деталей с разделкой кромок необходимо делать разделку с криволинейным скосом кромок с увеличенным радиусом скругления.
2. Для угловых швов процесс возможен, только если производить сварку в лодочку.